Культура и свобода реферат

Следовательно, использование данных, полученных в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. Соотношение проблемы личности, её свободы и культуры. Категорический императив нравственности и права. Человек познает мир, изменяет природу и общественную жизнь, создает то, чего не было в природе, но не потому, что он независим от нее, а потому, что следует ее законам. Этот вывод станет ясным, если рассмотреть разные решения проблемы свободы как отражение специфики двух ветвей культуры — интеллектуальной и духовной.

Гегель возрождает отвергнутую Кантом возможность познания объективной реальности. Истинной реальностью философ признает идеальное, всеобщее, абсолютное. Ключевыми понятиями, определяющими подход к этой реальности, у него являются развитие, познание, свобода. Логическое основание всего сущего — идея — находится в состоянии развития.

Развитие идеи заключается в ее само познании. Ничего непознаваемого в мире. Именно познание открывает человеку, что основа мира — познающее самого себя начало. Отсюда известное положение: кто разумно смотрит на мир, на того и мир смотрит разумно.

Логическим завершением его философской системы является абсолютная идея, абсолютная в том смысле, что она воплотила единство субъективного и объективного и достигла собственного самоосуществления, переходя от абстрактных ко все более конкретным формам и вбирая в себя богатство предшествующего развития. Понятие свободы для Гегеля является столь же фундаментальным, как и понятие духа. Свобода — такое же свойство духа, разума, как тяжесть — свойство материи.

Культура и свобода реферат свободы присутствует во всех разделах гегелевской философии, само понятие свободы, его связь культура и свобода реферат другими категориями, его трактовки, проявления свободы и отклонения от нее подвергаются тщательному, всестороннему анализу. Соединив свободу с познанием, Гегель диалектически решил и вопрос о соотношении свободы и необходимости.

Свобода и противостоит необходимости, и диалектически с ней связана. Наличие необходимости, то есть детерминизм, не исключает свободы человека. Историю Гегель рассматривает как закономерный процесс.

Актуальные темы для эссе по обществознаниюКурсовая работа торт медовый
Реферат на тему день освобождения донбассаСоставная часть обороноспособности страны реферат
Куда деть дипломную работуКуда деть дипломную работу
Электронный документ дипломная работаПричины загрязнения атмосферы реферат

Это знаменитое определение означает, что каждая новая ступень абсолютной идеи исторически возникает из предыдущей с необходимостью. Познавая ее, люди строят свою общественную жизнь, создают институты, отвечающие требованиям данной ступени развития идеи. В ходе этого развития расширяются возможности и раздвигаются границы человеческой свободы. Правда, Гегель вносит в понимание истории провиденциализм, подчиняя ее развитие конечной цели как деятельному началу истории.

Современное автоматизированное производство не требует сообразительности и проявления инициативы, то есть личностных качеств работника, которые не столько способствуют, сколько мешают достижению высшей производительности труда. Свобода мышления и действия, как пишет Швейцер, сегодня изъята из употребления и большинство людей руководствуется в своих поступках предписаниями, которые навязываются средствами массовой информации и теми организациями, где они состоят.

Но это уже другая тема. Свобода воли для него вообще никакой проблемы не составляет.

Философия: Что есть свобода? Часть 1.

Однако здесь следует учитывать один важный момент. Гегель относит волю к объективному духу, то есть она существует в процессах деятельности. Воля свободна, когда ее содержанием является всеобщее. От нее отличается субъективный произвол, как нечто случайное, частное.

Эта идея Гегеля актуальна и сейчас, когда свободу смешивают с вольницей и на практике подменяют своеволием и произволом. В отличие от Канта, у Гегеля вещь в себе становится вещью для себя, она и объективна, и органично связана с познанием. Никакого другого Гегель не признает.

Ваш IP-адрес заблокирован.

Даже вера определяется как одна из форм знания. Познание торжествует. В ходе познания достигается тождество мышления и бытия. Думаю, вообще гегелевскую философию можно без преувеличения назвать философией свободы.

Идею о роли познания в обретении свободы развивал не только Гегель. Великий диалектик продолжил линию рационализма, идущую от Сократа познание идеи блага как твердая основа добродетели.

7.4 Свобода и ответственность личности - Философия для бакалавров

Хотя Декарт, Спиноза, философы французского просвещения и классики немецкой философии расходились в трактовке свободы, признании или не признании свободы воли, но связь свободы с познанием у них сохранялась. У Гегеля эта тема разработана досконально. С Кантом его объединяет идея, что человек свободен как разумное существо. Но Гегель свободу воли связывает с человеком как мыслящим субъектом, а Кант — с нравственным. Для Гегеля философия Канта есть ступень развития философии, на которой идея постигается в ее формальных определениях.

Он соглашается с Кантом, что познание с помощью рассудка, его категорий дает знание явлений, истина ему недоступна. Но его не устраивает, что Кант ограничивает разум, наделяя его способностью лишь к априорному знанию и функцией, благодаря которой разум определяет формальные границы познания и условия, делающие его возможным.

Для Гегеля, напротив, именно и только разум способен познать истину, бесконечное, а рассудочное познание есть знание конечного. Кантовские антиномии с их несовместимостью тезиса и антитезиса Гегель не приемлет, оценивая их культура и свобода реферат простой отрыв друг от друга положений, которые объединяются в диалектическом синтезе.

А его отношение к нравственной концепции Канта более благожелательно. Исполняя долг, я нахожусь у самого себя и свободен. Но это не снимает принципиального различия их позиций культура и свобода реферат только в сфере теоретического, но и практического разума. Если Кант выводит свободу за пределы познания, отводя ей культура и свобода реферат в предприятие как субъект хозяйствования реферат моральном мире, то Гегель отвергает саму эту постановку вопроса, определяя свободу как неотъемлемое свойство деятельного, познающего себя духа.

Подводя итог, хотел бы подчеркнуть, что хотя та историческая форма, в которой выражали свои взгляды сами философы, представляет интерес, для поставленной в статье проблемы не существенна. Здесь важна их позиция, ее основной смысл, намеченный ими общий ход мысли. Отделив суть дела от исторической формы, мы можем и лучше оценивать их вклад и решать с их помощью актуальные сегодня философские проблемы. И еще несколько слов о марксизме. Марксизм воспринял решение проблемы свободы, данное Гегелем.

Марксизм не отрицает и того, что человек имеет и свой внутренний мир, обладает относительной свободой воли, но отвергает кантовское противопоставление знания свободе.

Культура и свобода реферат 9073

Таким образом, философская классика выработала два подхода к решению проблемы свободы: свобода есть состояние внутреннего мира человека как разумного существа, связанное не с познанием, а сознанием независимости человеческой воли и ее нравственной самодетерминацией Канти свобода есть познание необходимости Гегель и деятельность на основе этого познания марксизм.

Кто из них прав? Мне кажется, этот вопрос здесь неуместен, поскольку есть все основания признать необходимыми оба эти подхода, признать, что они могут существовать в философии на абсолютно равных правах, что предпочтение одного из них не принципиально, а лишь ситуативно: обе позиции равноправны, то есть имеют равное право на существование. Дилемма — или вырвать человека из мира причинных связей, чтобы освободить его волю, или принять точку зрения, что свобода обретается на пути культура и свобода реферат необходимости — не означает, что одно положение истинно, а другое ложно.

В различных философских дисциплинах многогранная проблема свободы смотрится по-разному. Для этики это вопрос о свободе воли, для эпистемологии — познание и свобода, для философии культуры — свобода творчества, для политической философии и философии права — свобода и нормы права, свобода личности, слова, печати и т. Как же соотносятся выделенные измерения человеческой свободы с культурой, в которой человек живет, которую он созидает?

Можно ли сказать, что они как-то запечатлены в культуре? Мне думается, на этот вопрос следует дать положительный ответ. Этот вывод станет ясным, если рассмотреть разные решения проблемы свободы как отражение специфики двух ветвей культуры — интеллектуальной и духовной.

Последний воспринимается не только как отрицание или ограничение свободы, но и как ее условие, предпосылка. Культура и свобода реферат бы в мире не было никакой причинности и закономерности, то сознательная деятельность человека была бы невозможна, а значит, невозможна и свобода.

Полагаю, что и синергетика, порождая новые подходы к трактовке закономерностей природы, культура и свобода реферат роли случайности, не требует принципиального пересмотра этой позиции. Человек познает мир, изменяет природу и общественную жизнь, создает то, чего не было в природе, но не потому, что он независим от нее, а потому, что следует ее законам. Человек и отражает действительность, стремясь к ее истинному познанию, и поднимается над ней в своем мышлении и своей творческой деятельности, опирающейся на знание.

Нарушение объективных химки ргб отдел диссертаций обрекает деятельность человека на неудачу, а человека — на поражение. Таким образом, свобода, основанная на знанииреализуется в активной творческой деятельности, поскольку та подчиняется императивам интеллектуальной культуры. Но этот подход не решает нравственных проблем выбора образа действия, выбора между добром и злом, которые ставит перед человеком его жизнь во всех ее измерениях, проблем, которые возникают в процессах деятельности и общения.

Все это проблемы духовной культуры. В соответствии с ее особенностями формируется подход к рассмотрению свободы воли, к анализу соотношения свободы и морали, позитивной и негативной свободы, свободы и ответственности и т. В сфере духовной культуры свобода трактуется как независимость человека от объективных реалий. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: "И какое за невестой берете приданое?

Культура и свобода реферат 6242

Hо тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Hормы изменились, и забывать об этом не следует.

Однако культура не только ограничивает свободу человекано и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как "осознанную необходимость". Между тем, достаточно одного риторического вопроса свободен ли в полете выпавший из окна человек, если он осознает необходимость действия закона тяготения? Последняя же появляется там и тогда, где и когда культура и свобода реферат субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения.

В философии Гегеля проблема свободы развернута принципиально иным образом. Келле Культура и свобода Просмотров: Если Кант выводит свободу за пределы познания, отводя ей место в умопостигаемом моральном мире, то Гегель отвергает саму эту постановку вопроса, определяя свободу как неотъемлемое свойство деятельного, познающего себя духа. При этом важнейшим вопросом становится даже не роль традиционной культуры, а всевозрастающее значение культурных альтернатив и свобод. Мне думается, на этот вопрос следует дать положительный ответ.

При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор. Культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, то есть для реализации его свободы. Из этих двух функций культуры Швейцер наиболее важной считает вторую, так как только господство разума над человеческими убеждениями и помыслами дает гарантию, что люди и целые народы не используют друг против друга силу, которую сделает для них доступной природа, что они не втянутся в борьбу за существование более страшную, нежели та, какую человеку пришлось вести в нецивилизованном состоянии.

Господство же над силами природы, особенно то, которое обеспечивается с помощью машин, зачастую, по мнению Швейцера, стимулирует расширение поля бескультурности, ибо рождает иллюзию всевластия человека и резко снижает нравственную мотивацию его поступков.

Влияние экономического свобода на культуру, с его точки зрения, сплошь и рядом проявляется самым негативным образом, поэтому наличие эффективного экономического механизма еще ничего не говорит о культуре общества, культура может находиться на чрезвычайно низком уровне при высоком уровне развития техники и бесперебойно работающей экономике.

Культура, с точки зрения Швейцера, может твориться только мыслящими и свободными существами. Однако сегодня мыслящих и свободных реферат людей становится все меньше и меньше. Ремесленники под воздействием машин превращаются в полностью подчиненных воле нанимателя фабричных реферат.

5453585

Место независимых предпринимателей все чаще занимают бюрократы и чиновники, действующие в соответствии с предписаниями председателей советов директоров и президентов крупных корпораций.

Культура и свобода реферат свободных профессий - музыканты, художники, писатели - остаются такими номинально, ибо вынуждены подчиняться вкусам непросвещенной и агрессивной массы, в основном жаждущей только развлечений и не стремящейся к вершинам духа. Даже те, кто обладает собственностью, не являются, с точки зрения Швейцера, свободными в полной мере, ибо в силу нарастающей конкуренции они вынуждены также вести повседневную борьбу за существование.

Массы оторванных от земли людей, утративших представление о своей этнической и культурной идентичности, пополняют ряды бесправных маргиналов, которые ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве свободных людей, культура и свобода реферат лишены собственности, своей культуры и традиций. Превращению человека в несвободное существо способствует и сложившаяся система общественных, прежде всего экономических, отношений, которая заставляет большинство людей продавать свою рабочую силу по все более низким расценкам, вынуждая их работать все напряженнее для обеспечения достойного уровня жизни.

Для современного сверхзанятого человека потребностью становится абсолютная праздность и приятное времяпрепровождение. Удовлетворению потребностей подобного человека подчинена деятельность всех институтов культуры, видоизменяющихся в соответствии с тем социальным заказом, который диктует духовно обедненный и нравственно ущербный человек.

Культура и свобода человека

Фактором, способствующим возрастанию несвободы человека, Швейцер считает и усиливающуюся профессионализацию. Современное автоматизированное производство не требует сообразительности и проявления инициативы, то есть личностных качеств работника, которые не столько способствуют, сколько мешают достижению высшей производительности труда.

На взгляд современного предпринимателя человек ценен настолько, насколько он органично дополняет машину, выступая как ее неотъемлемый элемент.

В результате превращения в элемент машины творческое и художественное начало в человеке умирает, как и умирает его чувство собственного достоинства, в основе которого лежит прежде всего осознание своей уникальности.

Усиление специализации, по мнению Швейцера, самым негативным образом сказывается на уровне нравственного и интеллектуального культура и свобода реферат человека XX. Ограниченный в своих проявлениях человек не способен к созданию подлинных культурных ценностей, поэтому нет ничего удивительного в том, что культура западного общества находится в состоянии кризиса, который углубляется год от года.

Кризис культуры, разворачивающийся на наших глазах, с точки зрения Швейцера, отнюдь не является случайным. Он назревал на протяжении нескольких столетий и представляет собой логическое следствие, вытекающее прежде всего из нашей неспособности задумываться над судьбами культуры, из нашего неумения проникать в глубь тех процессов, которые происходят в культурной сфере.

Человек, не обладающий ничем, кроме своей рабочей силы, не располагающий условиями для реализации заложенных в него природой задатков и способностей, с точки зрения Швейцера, не способен быть активным субъектом культуры, создавать и усваивать культурные ценности. Недостаточное уважение человека к собственному мнению, отсутствие стремления вырабатывать и отстаивать собственные убеждения делают его чрезвычайно податливым внешнему воздействию. С точки зрения Швейцера, наиболее ярким показателем этого является прежде всего усиливающаяся дегуманизация всей системы общественных отношений, в первую очередь межличностных.

Присущее человеку от природы участливое отношение к ближнему исчезает. На смену ему приходит проявляющаяся в более или менее разнообразных формах абсолютная индифферентность.

Всячески подчеркиваемые в отношении незнакомых людей высокомерие и безучастность уже не воспринимаются культура и свобода реферат проявления внутренней неотесанности и грубости, а квалифицируются как светское поведение. Показателем кризисного состояния культуры, согласно воззрениям Швейцера, является также и утверждение в массовом сознании представления о человеке прежде всего как о Homo faber, обладающем одним достоинством - способностью производить полезные вещи благодаря продаже своей рабочей силы.

В большинстве случаев сегодня, подчеркивает Швейцер, к тому или иному конкретному индивиду относятся не как к уникальной личности, культура и свобода реферат как к носителю общественно значимой функции. Работодателей, да и, впрочем, всех нас, меньше всего интересует, что он представляет в личностном плане, каков его духовный мир, что его тревожит и волнует.

9183810

Подобная установка, которой руководствуются миллионы, в конечном счете создает атомизированное общество, не согретое теплотой подлинных человеческих отношений, с повышенным уровнем конфликтогенности и девиантности.

Наконец, об упадке культура и свобода реферат свидетельствует и резкое уменьшение числа мыслящих и подлинно свободных людей, способных принимать ответственные решения, опираясь прежде всего на свои знания и нормы морали. Свобода мышления и действия, как пишет Швейцер, сегодня свобода реферат из употребления и большинство людей руководствуется в своих поступках предписаниями, которые навязываются средствами массовой информации и теми организациями, где они состоят.

Однако Швейцер не только констатирует факт кризиса культуры и описывает. Он обрисовывает пути культура из создавшегося положения, предлагая в качестве первой неотложной меры обретение духовной свободы и независимости от тех структур, которые интеллектуально поработили миллионы.

Вторым шагом может стать, по его мнению, утверждение этической концепции культуры, которая должна прийти на смену существующей и несущей в себе заряд антигуманизма. Третьим - выработка культуротворческого мировоззрения.

Другими словами, Швейцер смотрит на будущее европейской культуры не столь мрачно, чем, например, Шпенглер. Он верит, что час ее возрождения непременно наступит, но его оптимизм окрашен в сумрачные тона, ибо, будучи великим мыслителем, он понимает всю глубину той трагедии, которая разворачивается на наших глазах, и отдает отчет в том, что надежда на быстрое решение проблем, стоящих перед человечеством, весьма призрачна.

Завершая рассмотрение швейцеровской концепции культуры, следует подчеркнуть, что, в отличие от многих своих современников, Швейцер не различает культуру и цивилизацию. С его точки реферат последствия гидродинамических аварий это деление носит надуманный характер, ибо, анализируя мир, созданный человеком, немец говорит о культуре, а француз о свобода реферат.

Более правильным является констатация существования этической и неэтической культуры как двух разновидностей, находящихся на полюсах ценностной шкалы.

Неэтическая культура только номинально может считаться культурой, ибо она антигуманна и развивается не по имманентным ей законам, а в соответствии с установлениями техники, которая навязывает свои алгоритмы, в частности организацию жизнедеятельности на основе принципа рациональности, действующему индивиду.

Культура и свобода личности

Глава 2. Рассчитан на 11 класс. Цели и задачи урока: На основе полученных знаний о культуре и фундаментальных ценностях способствовать формированию осознанного отношения молодежи к ним, указать на опасность девальвации и уничтожения ценностей, укрепить их в убеждении о необходимости ежедневной борьбы за истину, добро, справедливость и другие стержневые основы культуры.

В ходе урока учащиеся смогут: Уяснить основные черты понятия культура, культура и свобода реферат невозможность существования культуры вне созидающей деятельности, без человека, вне человеческих ценностей.

Похожие работы на - Культура и свобода личности. Понимание прав и свобод личности в политической культуре Китая.

DEFAULT1 comments