Курсовая работа по экологическому воспитанию

Венгер Л. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Дидактическая обучающая задача формулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую дошкольникам красоту природы. Ушинский, Е.

Горькова Л. Волгоград: Учитель. Козлова С. Козлова программа социального развития ребенка-м. Воспитание ребенка- дошкольника. Учреждений- М. Курсовая работа по экологическому воспитанию С. Н Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада - М.

Живая планета. Занятия с детьми дошкольного возраста. Рыжова Н. Программа и методические рекомендации- М. Федотова А. Чистякова А. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста; Методическое пособие. Прогулки в природу : Учеб-метод. Пособие для воспитателей дошк. Вераксы, Т. Комаровой, М. Содержание Программы 1 Паспорт Программы. Заведующая Г. Шабардина Принято: на заседании педагогического совета. Юго-восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа Городской.

Власова г. Веракса, Т. Методические материалы и средства обучения.

Экологическое образование как направление в дошкольной педагогике. Оценка возможностей тематического планирования в разных возрастных группах дошкольного возраста. Газина О.

Группы раннего возраста 2-го и 3-го года жизни Образовательна я область Физическое Социальнокоммуникативное Познавательное Речевое Программы От рождения. Природа помогает окрашивать. Сведения об учебно-методической литературе и иных информационных ресурсах образовательного процесса по реализации. Нижняя Павловка Оренбургского района 1. Амирова, О. Власенко, Т. Лунева, Г. Осень в гости к нам пришла. Для занятий с детьми лет. Автор Н.

Рыжова Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать. Воспитатель: Прокопьева М.

Курсовая работа по экологическому воспитанию 6982557

Дошкольное детство начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются. В данной статье рассматриваются особенности экологического воспитания дошкольников. Определение наиболее эффективных методов экологического воспитания дошкольников. Сущность и содержание экологического воспитания в современной психолого-педагогической литературе. Экологическая культура, ее проявления и задачи.

Цели и результат экологического образования дошкольников. Учебно-тематический план по программе "Берёзка". Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста.

Курсовая работа на тему куклыОсобенности проведения аттестации персонала реферат
Реферат имущественные права детейСовременные методы исследования дыхательной системы реферат

Характеристика методики использования игр как средства экологического образования дошкольников. Анализ задач экологического воспитания дошкольников. Определение целей, задач, научной основы содержания экологического воспитания дошкольников. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за обитателями уголка природы, сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.

Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем в разных возрастных группах детского сада. Фиксация роста и развития растении в календаре.

Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдении за зимующими птицами и работа с ними в разных возрастных группах. Ведущая роль словесных методов при обучении на занятиях. Формирование обобщенных представлений о природе. Виды наглядности, ее роль и место на природоведческих занятиях. Детская природоведческая литература, ее использование в целях экологического воспитания.

Участие дошкольников в природоохранительных мероприятиях. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озеромлугом поляной как экосистемами. Организация наблюдений за растениями курсовая работа по экологическому воспитанию животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов. Итак, ознакомление детей с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок познает окружающий мир, учится ориентироваться в нем, нахождение оптимальных способов включения ребенка в культуру и в систему социальных отношений является главной задачей реформы образования.

Образование включает в себя две подсистемы: воспитание и обучение. По мнению О. В ходе воспитания происходит обретение культурного опыта, способов деятельности, усвоение нравственных норм и отношений на основе наблюдения реальных межличностных социальных отношений, процессов, явлений как естественных событий окружающей человека действительности, способных вызвать эмоциональные переживания.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений.

Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов растений, животных, человекао взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии.

В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и курсовая работа по экологическому воспитанию, получить ценностные ориентиры.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностной культуры — базисные качества человечества начала в человеке.

Природа планеты — уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности.

Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Статистика в моей жизни у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным курсовая работа по экологическому воспитанию социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация. Принцип научности определяет содержание экологического воспитания и реализуется через знакомство с экосистемным строением среды обитания живых существ и человека, с разнообразием взаимосвязей между организмами, организмами и средой обитания в природе. Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности.

Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, курсовая работа по экологическому воспитанию и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

Принцип регионализации, в связи с возрастными особенностями детей и необходимостью использования ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной основой организации процесса экологического воспитания.

Курсовая работа по экологическому воспитанию 7832

Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродного окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания.

На основе полученных чувственных представлений о растениях, животных Забайкальского края и средах их обитания, дошкольники могут знакомиться с обитателями других регионов при помощи наглядных пособий. При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается в соответствии с региональными особенностями сезонных явлений в Забайкалье и срокам их протекания.

Экологическое воспитание дошкольников

Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм экологическому воспитанию обобщения с природой прогулок, целевых прогулок, экскурсий с другими формами организации жизнедеятельности детей занятиями, повседневной деятельностью, праздниками в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс. Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.

Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный курсовая работа их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития. Условиями реализации цели и принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо экологическому воспитанию следующие:.

Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами познавательный, ценностный, нормативный, деятельностныйвключая аспекты не только природного, но и социокультурного мира. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.

Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.

Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.

курсовая работа на тему экологическое воспитание дошкольников

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение. Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс.

В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя — развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

Формы организации курсовая работа по экологическому воспитанию, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края. Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края.

Ознакомление курсовая работа по экологическому воспитанию с природой Родного края в детском саду требует постоянного непосредственного общения с. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Кроме того, на доклад на тему кто такой гражданин висит оформленное воспитателями панно с гербарием, где подобраны растения, произрастающие на территории Забайкалья.

Значение уголка живой курсовая работа по экологическому воспитанию в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары предметы, необходимые для игрыкостюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры. Эффективное использование познавательной игры в процессе обучения предполагает знание педагогом не только возможностей и структуры дидактической игры, но и владение технологией ее организации [24].

В технологии экообразовательного процесса на основе игры можно выделить четыре этапа:. Педагог представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры. Подготовка к проведению. Воспитатель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах.

Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный курсовая работа по экологическому воспитанию игры в сокращенном виде. Проведение игры.

Педагог организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения. Обсуждение игры итог. Воспитатель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии - анализу своих собственных действий, поступков, мотивов. Учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира природы социума [48].

В процессе экологического образования дошкольников используются такие виды дидактических игр: предметные, настольно-печатные, словесные, творческие. Предметные игры предусматривают использование разных предметов природного мира шишки, листья, камешки, семена и т.

Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат дошкольников исследовать, развивают сенсорику ребенка. Это вид игр можно применять во всех возрастных группах, как в коллективных, так и индивидуальных занятиях. Содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей постепенно усложняют.

Настольно-печатные игры. Эти игры предоставляют возможность систематизировать знания дошкольников о представителях флоры и фауны, о явлениях природы, объектах неживой природы.

Они оказывают существенное влияние на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро находить применение имеющимся знаниям в новой или нестандартной ситуации. Лучше, когда в эти игры играет небольшая подгруппа детей. Эффективными они оказываются и при организации индивидуальной коррекционной работы. Словесные игры. Данные игры не требуют никакой наглядности.

Курсовая работа по экологическому воспитанию 1717940

Их содержание — это устные вопросы относительно уже имеющихся у дошкольников представлений о природном мире. Словесные игры проводят с целью закрепить, обобщить, систематизировать имеющихся у дошкольников представлений объектах и явлениях природы.

Словесные игры — эффективное средство развития памяти, внимания, сообразительности детей, хорошо развивают речь дошкольников. Этот вид игр можно проводить как в помещении, так и на прогулке, так как специальных условий для их условия организации не требуется.

Дидактические игры необходимо использовать как системный компонент занятий по экологическому образованию, начиная с младшей возрастной группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Приказ г. В процессе общения с природой в игровой форме формируется эмоциональная отзывчивость детей, желание активно беречь и защищать природу, то есть видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанию выполнять нормы поведения в природе [32]. Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Для повышения интереса детей к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации. Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках размещается материал для организации детьми игр экологического содержания планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т.

Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления. В дидактических играх часто используются натуральные предметы природы овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плодыкартинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки.

Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, необходимо стараться снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления.

Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. В игре ребенку предоставляется возможность курсовая работа по экологическому воспитанию множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. Отбор игр для экологического образования дошкольников, может осуществляться по курсовая работа по экологическому воспитанию требованиям:. Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития первые революции в реферат и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребенку возможность применять на курсовая работа по экологическому воспитанию уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых. Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника. Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми.

Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии. На современном этапе одной из основных задач образования является экологическое образование. Оно стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольников представляет собой непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

К содержанию экологического образования разработаны различные подходы: аксиологический, культурологический, партисипативный, деятельностный. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических знаний о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на экологических занятиях.

Занятия бывают таких типов: первично- ознакомительный; углубленно-познавательный; обобщающий; комплексный. Игра как метод экологического воспитания представляет собой специально организованную воспитателем игру и включенную в процесс познания природы и взаимодействия с. Артемова Л. Анненков В. Бондаренко А. Дидактические игры в курсовая работа по экологическому воспитанию саду. Букин А. Букин - М. Волчкова B. BКонспекты занятий в старшей группе детского сада.

Волчкова, Н. Выготский Л. Зебзеева В. Зерщикова Т. Вашурина Р. Игра в воспитании основ экологической культуры детей дошкольного возраста — Тольятти, г. Венгер Л.

Курсовая работа по экологическому воспитанию 313

Гончаров Н. Педагогическая система К. Грунина С. Грунина - Йошкар-Ола, Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Логинова, Т. Бабаева, Н. Ноткина и др. Бабаевой, З. Михайловой, Л. Дрязгунова В. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Елина Е. Интегрированные познавательные занятия экологического содержания в детском саду.

Зверев, И. Зверев, Л. Кондратьева, Н. Мир природы и ребёнок. Маневцовой Л. Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми. Мчелидзе Н. История дошкольной зарубежной педагогики. Николаева С. Игра в экологическом воспитании. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Методика экологического воспитания дошкольников. Общение с природой начинается с детства. Программа экологического воспитания дошкольников "Юный эколог". Совместная деятельность взрослого и детей.

Создание условий для экологического воспитания детей. Николаева, С. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Николаева, И. От рождения до школы. Вераксы, Т. Комаровой, М. Павлова Л.

Игра как средство экологического воспитания. Программа воспитания и обучения в детском саду. Психологические вопросы игры и обучения дошкольников. Эльконина Д. Психология и педагогика игры дошкольника. Запорожца — М. Рыжова Курсовая работа по экологическому воспитанию. Экологическое образование в детском саду. Рыжова, Н.

Саморукова П. Рассмотреть теоретическое обоснование экологического воспитания дошкольников. Разобрать методические рекомендации для дошкольного учреждения, системы дополнительного образования по вопросам экологического воспитания дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в дошкольном учреждении по выявлению курсовая работа по экологическому воспитанию состояния проблемы в практике.

Для решения частных исследовательских задач используется также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты; изучение, анализ документов и продуктов деятельности детей; создание специально конструируемых педагогических ситуаций. Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования.

Курсовая работа по экологии на тему "Экологическое образование в ДОУ"

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания.

дипломная работа на тему экологическое воспитание дошкольников

Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.

DEFAULT0 comments