Курсовая работа мотивация в психологии

Почему, зачем и ради чего личности совершают определенные действия: предпочитают покупать одни товары, отвергая другие; общаются с определенными людьми то есть ставят перед собой определенные цели и стремятся их достигать? Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Левина [10; С. Кулюткин Ю. Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны.

Однако, отождествление четкой целенаправленности с мотивацией еще ничего не объясняет, мотивация так и остается проблемой. Ничего не меняет и попытка трактовать мотивацию, то есть целенаправленный характер наблюдаемого поведения, через приписывание субъекту мотива. Подобное выведение мотивации из определенного мотива будет бесполезным, видимостью объяснения, или, как говорят, будет страдать ошибкой порочного круга. Мы даем название наблюдаемому поведению и считаем, что это название содержит его сокровенную сущность.

В действительности же мы всего лишь обозначаем определенные факты наблюдаемого действия, а именно факт его целенаправленности. Такие псевдообъяснения сплошь и рядом встречаются в психологическом обыденном языке. Подобные рассуждения не имеют никакой научной ценности, они - простая игра словами, которая определяется стремлением людей свести наблюдаемые явления к конечным причинам.

На необходимость стадиального поэтапного рассмотрения мотивационного курсовая работа мотивация в психологии, хотя и с разных позиций, указывали многие исследователи. Близки к этому и представления психологов, например, с точки, которых образование цели может носить характер развернутого во времени процесса.

Темы рефератов по истории туризмаКак проверить на плагиат диссертациюФилософия общества реферат по философии
Контрольная работа по логике вариант 2Темы по биотехнологии для курсовых работРеферат на тему роботы

Стадиальную модель принятия морального решения разработал С. Шварц [30;. Ценность его модели состоит в тщательном рассмотрении оценки: ситуации, приводящей к возникновению желания помочь другому человеку, своих возможностей, последствий для себя и для нуждающегося в помощи.

В процессе возникновения мотива происходит оценка различных сторон стимула например, поощрения : значимость для данного субъекта и для общества, справедливость и т. Файзуллаев выделяет в мотивационном процессе четыре этапа. Первый этап - возникновение и осознание побуждения. Полное осознание побуждения включает в себя осознание предметного содержания побуждения какой предмет нужендействия, результата и способов осуществления этого действия.

В качестве осознанного побуждения, отмечает автор, могут выступать потребности, влечения, склонности и вообще любое явление психической деятельности образ, мысль, эмоция. Под этим несколько нелогичным названием этапа если до сих пор речь не могла идти о мотиве, то что же можно принять? Нелогичность названного этапа состоит в том, что если осознанное побуждение не принято, то оно еще не мотив, а если мотив, тогда это уже принятое побуждение.

Мотивационный процесс, по А. Файзуллаеву, на втором этапе не заканчивается. Третий этап - это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива.

При этом мотив, как считает автор, приобретает новые функции удовлетворения, насыщения потребности, интересачто приводит к переходу к следующему этапу мотивации - эссе труд сделал из обезьяны человека мотива, в результате чего он становится чертой характера.

Последний этап - актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. Ряд зарубежных психологов рассматривают стадиальность мотивационного процесса в рамках гештальт-подхода.

В этом процессе выделяется до шести фаз: ощущение стимула - его осознание - возбуждение решение, возникновение побуждения - начало действия - контакт курсовая работа мотивация в психологии объектом - отступление возвращение к исходному состоянию. Таким образом, каждый автор процесс мотивации рассматривает по-своему. У одних - это курсовая работа мотивация в психологии подход, у других - биологизированный функциональный, в значительной курсовая работа мотивация в психологии рефлекторный подход, у третьих - гештальт-подход.

Положительные моменты есть в каждом из них, но целостного впечатления о процессе мотивации и этапах формирования мотива не возникает. Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов, под влиянием которых начинает развертываться процесс формирования намерения как конечного этапа мотивации.

Стимулы могут быть физическими - это внешние раздражители, сигналы и внутренние неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов. Но стимулами могут быть и требования, просьбы, чувство долга и прочие социальные факторы. Могут влиять на характер мотивации и способы целеобразования. Например, О. Тихомиров отмечает, что заданные принятые человеком и самостоятельно сформированные по желанию цели различаются характером связи, образующейся между целью и мотивом потребностью : в первом случае связь формируется как бы от цели к мотиву, а во втором - от потребности к цели.

Итак, подведем итоги, отметим следующее:. Каждая теория мотивации рассматривает данный процесс по-своему, используя и структурно-психологический подход, и функционально биологизированный, и рефлекторный подход, и гештальт-подход.

Последние Е. Классификация человеческих потребностей иерархическая последовательность, которых указывает на порядок появления потребностей в процессе онтогенеза и развитие в целом мотивационной сфера. Одни люди склонны себя тревожить всегда и везде, другие проявляют тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Каждая их них имеет и отрицательные и положительные моменты, однако, единого впечатления о процессе мотивации и ступенях ее формирования не обеспечивает. Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу.

Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения. Следующая форма направленности — стремление.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы.

[TRANSLIT]

Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность.

В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Точка зрения на сущность и происхождение мотивации человека в курсовая работа мотивация в психологии развития человечества и науки неоднократно менялась.

Однако большинство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо в работах древних философов и теологов вплоть вы XIX. Считалось, что только человек, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий, а курсовая работа мотивация в психологии источник человеческого поведения усматривался исключительно в разуме, сознании и воли человека.

Иррационализм как учение в основном рассматривал поведение животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознанными силами, имеющими свои истоки в органических потребностях. Она рассматривала проблемы выбора человека в экономике.

Одним из центральных моментов данной теории было учение о рефлексе. Во второй половине XIX.

Курсовая работа мотивация в психологии 2928

Дарвина возникли предпосылки к тому, чтобы пересмотреть некоторые взгляды на механизмы поведения человека. Разработанная Дарвином теория позволила преодолеть антагонизмы, разделявшие взгляды на природу человека и животных как на два совместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях явления действительности.

Более того, Дарвин был одним из первых, кто обратил внимание на то, что у человека и животных имеется немало общих потребностей и форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений и инстинктов.

Под влиянием этой теории в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных В. Келер, Э. Торндайк и инстинктов у человека Фрейд, У.

Макдугалл, И. Павлов и др. В ходе этих исследований изменилось представление о потребностях. Стали выделять не только биологические, но и некоторые социологические потребности. Однако главной особенностью исследований мотивации поведения человека на данном этапе было то, что в отличие от предыдущего этапа, на котором противопоставлялось поведение человека и животного, эти принципиальные курсовая работа мотивация в психологии человека от животного старались свести к минимуму.

Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделяли только животное. Одним из первых проявлений такой крайней точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла, предложенные в курсовая работа мотивация в психологии XIX. Пытаясь объяснить социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, Фрейд и Макдугалл свели все формы человека по поведения к врожденным инстинктам.

Так, в теории Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Макдугалл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, репродуктивный родительский инстинкт, инстинкт отвращения, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения, инстинкт изобретательства, инстинкт строительства.

Поэтому возникновение мотивов надо рассматривать не как процесс, вытекающий из внутренней сферы человека, индивида, а. Таким образом, изменение мотивов определяется не законами спонтанного развития индивида, а развитием его отношений и связей с людьми, с обществом в целом. Немаловажное значение для потребностномотивационной сферы имеют индивидуальные особенности человека. Например, тревожность в различных ситуациях проявляется поразному. Одни люди склонны себя тревожить всегда и везде, другие проявляют тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Если проявления тревожности устойчивы, их принято называть личностными. Потребностномотивационная сфера зависит и от возраста. Так, изучение мотивов у школьников показало, что их учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов. Одни мотивы являются основными, ведущими, другие — курсовая работа мотивация в психологии, побочными и не имеют самостоятельного значения.

Психология мотивации человека

Второстепенные мотивы всегда подчинены ведущим. У одного школьника ведущим мотивом учения может быть стремление завоевать в классе репутацию отличника, у другого желание получить высшее образование, у третьего — интерес к самим знаниям 1. Мотивационную курсовая работа мотивация в психологии человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций мотивовпотребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера более высокого уровня может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Так, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека поразному, так как широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.

Интересом называют особое мотивационное состояние курсовая работа мотивация в психологии характера, которое, как правило, напрямую не связано с какойлибо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.

Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует работа по геофизике вид деятельности, которая называется ориентировочноисследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства.

Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественнотворческие изыскания. Задача как частный ситуационномотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм курсовая работа мотивация в психологии на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться.

Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же не специфична для потребностей, как и интерес. Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и до вольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Для понимания сущности потребностномотивационной сферы ее состав, строение, динамика необходимо, прежде всего, рассмотреть связи и отношения личности с другими людьми. Во второй половине XIX века появилась эволюционная теория Ч. Леонтьев, Л. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Здравомыслов А.

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Основными из таких теорий являются. Перечни наиболее существенных факторов были определены Герцбергом в результате проведения масштабного социологического исследования.

Мотивация числу гигиенических факторов были отнесены: политика компании и администрации, межличностные отношения, оплата труда, вознаграждения и льготы, статус положение по отношению к другим работникамнадежность постоянство работы, условия труда и т. По мнению Герцберга, эти факторы сами по себе не способны повысить мотивацию человека, но могут значительно ее снизить, если человек не удовлетворен их состоянием.

Список основных мотивирующих факторов по Гецбергу включает: потребности успеха, потребности признания, потребности развития личностного, карьерного и профессиональногоответственность, саму работу. Указанные факторы, считает Ф. Примечательным, на наш взгляд, является обособление, наряду с потребностями успеха, в отдельную группу потребностей признания.

Действительно, психологии людей способно испытать чувство успеха только тогда, когда личные достижения признаются другими людьми. Как известно, успех без признания часто приводит к работа. Ни одна из известных нам мотивационных теорий не рассматривает курсовая качестве самостоятельной группы потребность брать на себя ответственность за результаты своего труда.

Курсовая работа мотивация в психологии 689

Хотя еще Д. Герцберга нам представляется очень важным. Действительно, мы часто наблюдаем ситуации, когда человек, несмотря на отсутствие действенных стимулов, продолжает демонстрировать высокую мотивацию только на основе принятой на себя ответственности. Безусловно, одним из наиболее существенных аспектов теории Герцберга, открывающим большие возможности для использования ее на практике, является признание и обоснование автором мотивирующей роли самой работы.

Благодаря этому внимание исследователей было направлено на изучение и качественное улучшение перепроектирование содержания работы. Пожалуй, ни курсовая работа мотивация в психологии из содержательных теорий мотивации за исключением разве что теории иерархии потребностей Маслоу не имела такой популярности и в тоже время не подвергалась такой острой критике, как теория Герцберга.

Многим представляется очевидным, что люди, удовлетворенные, например, оплатой труда, должны уже в силу этого проявлять больше рвения на работе. Между тем известно: сложно найти людей, считающих, что им переплачивают на работе, в то время как всегда находится много людей, полагающих свою оплату несправедливой.

Мы предпочитаем приписывать себе наши успехи, а недостатки — списывать на окружение. Другими словами, мы обращаем внимание на внешние факторы только тогда, когда считаем их реализацию несправедливой.

Таким образом, положенная в основу теории Герцберга гипотеза о разнонаправленности действия мотивирующих и гигиенических факторов имеет разумные основания, хотя и нуждается в проведении дополнительных исследований для своего подтверждения. Вывод, который представляется нам также важным в контексте настоящего исследования, заключается в том, что изучение проблем трудовой мотивации следует осуществлять во взаимосвязи с вопросами удовлетворенности трудом.

В отечественной науке длительное время изучение проблем мотивации человека было сосредоточено на исследовании познавательных процессов.

И только в 60е годы ХХ века появились первые мотивационные теории, посвященные проблемам трудовой деятельности. Одной из таких концепций является диспозиционная модель курсовая работа мотивация в психологии, созданная ленинградскими учеными В.

Мотивация трудовой деятельности Курсовые Дипломы Помощь

Ядовым, А. Здравомысловым, В. Рожиным и др. Данный перечень ведущих мотивов в основном совпадает с мотивирующими факторами Герцберга, за исключением такой составляющей, которая отражает ориентацию на заработную плату. Очевидно, в социальноэкономических условиях, когда сложно говорить о том, что физиологические потребности и потребности в безопасности утратили свою актуальность, заработная плата может рассматриваться многими людьми как важнейший фактор их трудовой активности.

Поэтому отличие результатов экспериментов ленинградских ученых по этому вопросу от выводов, полученных в ходе исследований Герцбергом, объясняется, по нашему мнению, разной социальноэкономической ситуацией, которая имела место курсовая работа мотивация в психологии 60е годы в США и Советском Союзе. Мотивы, составляющие в рассматриваемой модели периферический слой мотивации, по существу, тождественны гигиеническим факторам Герцберга, и их роль в процессе мотивации оценивается как второстепенная по сравнению с ведущими мотивами.

Близость диспозиционной теории мотивации и теории мотивационной гигиены проявляется и в общей для них оценке мотивирующей роли самой работы. Авторы диспозиционной модели мотивации рассматривают это положение в качестве одной из основных гипотез своего исследования.

Другой важный вывод указанной мотивационной теории заключается в определении состояния удовлетворенности трудом как итогового показателя отношения работников к труду. Развитие содержательных концепций мотивации во второй половине XX века характеризовалось признанием потребностей как главной побудительной причины человеческой активности и возрастанием роли сознания человека в формировании его поведения. Основные теории мотивации. Мотивация, ее характеристика и стадиальность. Непредсказуемые и нерегулярные поощрения.

Общественное признание деятельности группы. Характер взаимоотношений персонала с курсовая работа мотивация в психологии трудового процесса. Основные стимулы. Направленность как ведущая характеристика личности, особенности ее исследования различными учеными прошлого и настоящего. Формы направленности и их использования в процессе мотивации деятельности человека. Психологические теории мотивации, их содержание.

Потребности как внутренние побудители активности человека. Сходства и различия в детерминации поведения человека и животных. Психологические теории мотивации. Мотивация и различные виды деятельности. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т. Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке. Главная База знаний "Allbest" Психология Мотивация - подобные работы.

Мотивация Структура мотивационной сферы личности.

Психологическая сущность мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Анализ внешних и внутренних мотивационных факторов. Три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие. Роль мотивации достижения в развитиии личности. Психологические механизмы формирования мотивации достижения.

[TRANSLIT]

Креативность и мотив достижения в структуре личности. Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи.

DEFAULT1 comments